Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Татарская версия Русскя версия



        Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

     Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

К.Л.Кондратьева, научный сотрудник отдела
изобразительногои мемориально-вещевого фонда Музея имени Н.К.Рериха,Москва

     Я хотела бы остановиться на значении Пакта Рериха и Знамени Мира в процессе воспитания и образования современной молодежи. Мои соображения и выводы основаны как на теоретических размышлениях, так и на практическом опыте проведения экскурсий в Музее имени Н.К.Рериха, а также на опыте преподавания в 5–7-х и 10-х классах средней школы.

* * *

     Культура, по мнению Николая Константиновича Рериха, есть основа духовной эволюции человека, а значит, и основа таких важнейших процессов, связанных с эволюцией, как воспитание и образование. Пакт Рериха – международное соглашение, посвященное охране культурного наследия человечества, – подписанный в 1935 году, является выраженной в договоре квинтэссенцией идей многих мыслителей и культурных деятелей о сохранении основы эволюции для будущих поколений. Поэтому освещение и популяризация идей Пакта Рериха и его отличительного символа – Знамени Мира в образовательной среде являются не просто актуальными, а остро необходимыми в наше сложное время, когда молодые сердца с трудом могут найти те основы, на которые они могли бы опереться в своей жизни. В процессе воспитания и образования очень важно в нужный момент освещать светлые страницы истории, наполненные не только устремлением людей к высшим идеалам, но и их реализацией в сложнейших условиях жизни. Принятие Пакта Рериха и Знамени Мира является одним из примеров такой реализации.

     Николай Константинович не раз говорил о необходимости приобщения молодого поколения к высокому понятию культуры: «…нужно именно сейчас спешно думать не только о Культуре как таковой, но прилагать этот источник жизни молодому поколению. Можете себе представить, во что превращается едва начавшее слагаться миросозерцание юношества, если оно будет слышать и в школах, и в семье своей лишь ужасы отчаяния. Если оно будет слышать лишь о том, что нужно отказаться от самого животворного, что нужно забыть о самих источниках жизни и прогресса» [1, с. 267].

     Все мы являемся свидетелями такого безрадостного «превращения».

     Н.К.Рерих полагал, что с самых ранних лет человек может начинать мыслить о культуре, пытаясь постичь ее глубокое и многогранное значение. К сожалению, в наше время в среде профессоров-культурологов распространено мнение, что культура является сложным понятием университетского уровня, не рассматриваемым в рамках школьной программы. В то же время в одной из книг Живой Этики мы находим слова: «…углубите курс начальных школ – это Мой совет для немедленного применения!» [2, 131].

     Из опыта проведения экскурсий могу сказать, что на вопрос: «Как вы понимаете значение слова “культура”?» школьники, как правило, отвечают молчанием или с сомнением произносят: «Ну, это разные растительные культуры…» Реже встречается стремление интуитивного постижения понятия культуры и попытка облечения своего понимания в слова. А ведь, если задуматься, это противоречит самой эволюции человечества. Основа нашей жизни не может быть недоступна для понимания. Она понятна каждому, только говорить о ней можно по-разному. Вряд ли стоит пытаться одномоментно раскрыть все грани сложного понятия, гораздо целесообразнее постепенно, по принципу спирали «от простого к сложному» закрепляя уже пройденное, расширять сознание.

     Дошкольникам можно рассказывать о культуре как о понятии, обозначающем самое прекрасное творчество человека, выражаемое и в мыслях, и в действии. История принятия Пакта Рериха и Знамени Мира может быть переведена на язык сказочного повествования о герое, который в самое грозное для мира время возглавил движение, направленное на защиту всего прекрасного на земле. Причем обратить внимание, что не с оружием в руках, а со Знаменем Мира. Герой хотел укрыть Знаменем все самое ценное и сохранить для будущего человечества. Дети очень любят героев и всегда стараются быть похожими на них, они с удовольствием будут пытаться определить значение символа Знамени Мира и в силу индивидуального восприятия каждого из них дадут расширенную трактовку символа, а значит, и понятия культуры, и тем самым даже на этом этапе обогатят миропонимание друг друга. Подобная практика знакомства детей дошкольного возраста с выдающимися личностями в истории человечества как с героями сказок существует давно, и накопленный опыт может служить хорошей базой для приобщения детей к пониманию культуры.

     Как вам хорошо известно, Николай Константинович Рерих сам очень любил легенды и сказания, использовал их сюжеты при создании картин. Во многих из них выражены различные аспекты культуры, которые могут быть легко восприняты через эмоциональное постижение образа. В одном из залов нашего музея на выставке, посвященной 70-летию Пакта Рериха, можно увидеть репродукции картин Н.К.Рериха, на которых изображен знак Знамени Мира. Здесь и легенда о камне – Сокровище мира, который может хранить только самый достойный, и истории о необыкновенных личностях, знания и мудрость которых превышают все возможные представления человека, и многое другое. Хочу отметить, что идеи, взятые из легенд, по сюжетам которых писал картины Н.К.Рерих, уже давно используются и в современном кинематографе, и в компьютерных играх и вызывают огромный интерес у молодого зрителя, начиная с дошкольного возраста. Но содержащийся в них процент истинного знания все еще очень низок, тогда как легенды и сказания в творчестве Н.К.Рериха, впрочем, как и его удивительная жизнь, дышат реальностью, неподдельностью, а значит, представляют особую ценность не только в захватывающе-увлекательном, но и в познавательном смысле.

     То, что мы наблюдаем в современных фильмах-фэнтази и всевозможных компьютерных играх, может быть следствием неподготовленного должным образом культурного поля, в результате чего истина (или энергия) проявляется в пространстве Земли в сильно искаженном, порою до неузнаваемости, виде. Это, в конце концов, приводит к разочарованию и даже к более глубоким депрессивным состояниям – ведь подсознательно каждый человек стремится к постижению истины, но, не находя ее, становится закрытым ко многим восприятиям.

     Трудность, с которой сталкиваются преподаватели, заключается еще и в том, что для восприятия таких высоких понятий, как культура, необходимо, чтобы в ребенке были развиты определенные качества, отсутствие которых закрывает путь к осознанию этих высоких понятий. Так, например, в каждом ребенке потенциально заложены способности к обобщению и синтезу, но, чтобы развить эти качества, их нужно постоянно применять.

     Давая общие очертания наряду с более подробными описаниями (например, какого-либо одного аспекта понятия культуры), учитель предоставляет детям возможность дополнить эти наброски их личными соображениями.

     Особый интерес вызывает историческая концепция Н.К.Рериха. В книге «Мастер» Л.В.Шапошникова пишет о том, что во время Центрально-Азиатской экспедиции у Николая Константиновича сформировалась своя историческая концепция, которой он придерживался в дальнейшем. «Основу концепции составлял диалектический метод подхода к истории человечества. Подвижность, быстрая изменчивость и противоречивость исторического процесса – все это нашло отражение в его концепции» [5, с. 307]. Но были в его концепции и ориентиры, так называемые «непреходящие элементы», в основе которых лежало «коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда» [5, с. 308] и которые формировали на протяжении веков механизм культурной преемственности.

     Непрерывность бытия, культурная преемственность наследия предков – если эти идеи, подкрепленные примерами из жизни, будут звучать основным лейтмотивом в преподавании исторических дисциплин, то мировоззрение детей значительно расширится, уйдет скука и непонимание: «А зачем нам это прошлое нужно, ведь мы живем совсем в другое время?» Николай Константинович обращал внимание на важность того, чтобы «мост между прошлым и будущим» сохранился без разрушений и насилия, так, как было заповедано во всех учениях древности.

     Произведения искусства, памятники архитектуры, археологические находки часто являются свидетелями устремления людей прошлого в будущее, к более прекрасной и совершенной жизни, свидетелями высшего стремления «человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия» [цит. по: 6, с. 29]. Поэтому для нас они являются важнейшим этапом и в нашей собственной эволюции. Мы можем проследить, что реализовано, а что еще предстоит сделать.

     Внимание детей среднего и старшего школьного возраста важно обратить на проводимую в масштабе всей планеты общественную деятельность Н.К.Рериха накануне Второй мировой войны как на проявление созидательной мощи, направленной на погашение мировой агрессии, благодаря чему многие люди пополнили ряды миротворцев. Ведь, говоря словами Николая Константиновича, «не рука, но мысль и творит, и убивает» [1, с. 18].

     Здесь хотелось бы привести пример недоумения одной девочки по поводу существования каких-либо объективных причин войны между людьми: «Если бы каждый солдат в армии понял, что война – это ужасно и не пошел бы воевать, войны бы не было».

     В современном мире вера в торжество сил созидания и прогресса значительно подорвана. А вера в искреннее единение людей во имя светлой идеи и вовсе кажется утопической. Словно предвидя эту ситуацию, Николай Константинович в одном из очерков пишет о том, что так называемые абстракции, или мечты человечества, воплотятся в реальность только благодаря собиранию около них новых усилий, что будет способствовать напряжению созидательной энергии. И в этом Николай Константинович подает нам прекрасный пример. Ничто не складывается само собой. Созидание – это великое непрерывное напряжение, которое одно противостоит разрушению.

     Мировая история может быть представлена как в позитивном, так и в негативном аспекте. Важно лишь, чтобы она не воспринималась молодым поколением однобоко, как торжество грубой силы. От осознания этого может родиться только отчаяние! И опять обратимся к словам Живой Этики: «То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага» [2, 102].

* * *

   «Упоминал о стержне духа посреди спирали – это построение запомните, ибо непреклонность, окруженная центробежным движением, может противостоять всем волнениям. Построение Нашей Общины напоминает такие же стержни, окруженные мощными спиралями» (выделено мной. – К.К.) [2, 90].

     В заключение хочу подвести небольшие итоги.

   Раскрыть детям и юношеству эту формулу, дать понимание различных аспектов культуры – одна из важнейших задач педагога. За помощью можно обратиться к литературным и живописным произведениям Николая Константиновича, посвященным культуре. В каждом из них он раскрывает различные грани высокого понятия Культура, а также основы, на которых оно базируется. Живописное и литературное наследие Н.К.Рериха может стать ярким идейным и образным дополнением к образовательной базе, на которой построено воспитание культурного человека.

     Николай Константинович писал, что в наше время «три великих дара посланы человечеству. Познание Единого Духа вносит в бытие единство любви и религии. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной Мощи» [7, с. 26]. Думаю, что осознание этих даров вполне доступно современным детям.
     Они потенциально к этому готовы, и в этом случае наша неотложная обязанность, по словам Николая Константиновича, – «создавать для молодого поколения традиции Культуры. <…> Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания» [8, с. 76].

Материалы «Международный Центр Рерихов» www.icr.su

 


 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .      ГЛАВНАЯ     
О КОМПАНИИ
   О БУЛГАРАХ          ИТОГИ        КОМПОЗИТОРЫ      КОНТАКТ     . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

НАШИ  ПАРТНЕРЫ
             
  Содействие переводов   Техническая помощь   Юридическая помощь  
       
  www.gildiaperevod.ru   www.bankofkazan.ru   www.lawkazan.ru

© Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Звезды Татнета 2010 - конкурс интернет-проектов