Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Татарская версия Русскя версия



    Монасыпов Алмаз Закирович
(11.7.1925, Казань— 24.7.2008, Москва), композитор, дирижер, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1969, 1987), народный артист РТ (2000).
     В 1950 окончил Казанскую консерваторию по классам виолончели у А.Броуна и композиции у А.Лемана, в 1964 — ассистентуру-стажировку по симфоническому дирижированию по классу И.Шермана.
     В 1959–70 дирижёр Татарского театра оперы и балета. Участвовал в постановке опер «Русалка» А.Даргомыжского, «Фауст» Ш.Гуно, «Битва при Леньяно» Дж. Верди, «Дуэнья» С.Прокофьева, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича, «Джалиль» и «Тюляк и Су-Слу» Н.Жиганова и др.
    В 1970–71 дирижёр симфонического оркестра Татарской филармонии; в 1968–72 преподаватель Казанской консерватории (по классу композиции). Среди учеников — Ш.Шарифуллин, А.Миргородский, А.Корепанов, Л.Чиркова, Д.Хасаншин.      
     Многоплановое и разнообразное по жанрам творчество композитор охватывает симфонические произведения, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыку к драматическим спектаклям.
     А.Монасыпов — признанный композитор-симфонист. Его произведения этого жанра — 4 симф. (2 из них программные: Вторая — симф.-поэма «Муса Джалиль», на музыку которой в Татарском театре оперы и балета в 1971 балетмейстером Д.Ариповой был поставлен балет «Бессмертная песня», и Четвёртая — «Дастан»), симфонические поэмы «Бђйрђм бњген!» («Сегодня праздник!») и «Идель-йорт», «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву» для симфонического оркестра открыли новую страницу национального симфонизма. С симфоническими сочинениями композитора в татарскую музыку вошла новая система художественной образности, связанная с трагедийной драматургической фабулой, экспрессивностью драм. высказываний, сатирически-гротесковой музыкально-тематической сферой.
   Композитор проявил себя как мастер красочной симфонической формы, по-новому осмысленной на уровне темообразования и разработки музыкального материала, значительно обновил средства музыкального языка, особенно ладо-гармоническую модель в системе пентатонного мышления. Содержание его сочинений глубоко концептуально, рождает множество ассоциаций. Отдельная страница творческой биографии композитора — вокальные соч. Многие песни А.Монасыпова вошли в золотой фонд татарской музыки. Мелодичность, нескованность традиционными песенными формами, сочетание декламационности и распевности, импровизационной манеры высказывания являются их характерными качествами.
     В творчестве композитора особо выделяется вокально-инструментальная поэма «Тукай аџђћнђре» («В ритмах Тукая»), в которой сплелись оригинальный авторский музыкальный язык, интонации татарских народный песен, выразительные восточные мотивы и ритмы, элементы джазовой стилистики, необычный инструментарий.
     А.Монасыпов значительно расширил традиционную интонационную сферу татарской музыки. Он использовал в своём творчестве широкие возможности «книжного пения», интонации баитов и мунаджатов. Эта линия прослеживается от Второй и Четвёртой симф., во многих вокально-инструментальных произведениях, включая сюиту для ансамбля фольклорной музыки «Чал Болгардан килгђн аџђћ-хикмия» («Предания Древнего Булгара»). Композитор по-новому раскрыл музыкальную культуру татар-кряшен, фольклор к-рых послужил отправной точкой для создания концерта-рапсодии «Керђшен моћнары» («Кряшенские напевы») на народные тексты.
     Творчество А.Монасыпова во многом изменило отношение к самому понятию «национальный композитор». Татарское в его музыке предстаёт неотъемлемой частью всего тюркского мира. Характерной чертой творчества композитора является претворение интонаций и ритмов музыки мусульман Востока. Интонационно обогащённый тематизм, по-новому распетая орнаментика, приёмы ритмической орг-ции соч., инструментовки, элементы импровизационности органично соединяются с пентатонной мелодикой, придавая произведениям А.Монасыпова особую индивидуальную характерность.
   Наряду с восточным в творчестве композитора особое значение приобретает европейская традиция. Широко и естественно используются им европейские музыкальные жанры: концертино-серенада для скрипки и симфонического оркестра, песенные баркаролы, пассакалья и сицилиана в Третьей симф., пассакалья в поэме «Тукай аџђћнђре» («В ритмах Тукая»). Особенно значительны связи музыки композитора с эпохой барокко, использование полифонической техники, органа в симфонических произведениях, вокализа («Аvе, Маria» на клавирную прелюдию И.С.Баха).
    Другая характерная для творчества А.Монасыпова интонационная сфера — джаз. Джазовые интонации, ритмы и гармонии придают его музыке неповторимый колорит, динамику, энергию, оригинальность мелодико-гармонического языка. Этой стилистикой отмечены инструментальные джазовые композиции композитора (первые из которых были созданы для оркестра под упр. О.Лундстрема), а также многие страницы вокальной музыки.
     В целом, композитор претворил в своём творчестве художественный мир общечеловеческой культуры и органично ввёл в него национальные музыкальные традиции татарского народа. Творческие открытия А.Монасыпова оказали влияние на характер деятельности многих композиторов Татарстана — Ш.Шарифуллина, М.Шамсутдиновой, Р.Калимуллина и др. Гос. пр. ТССР им.Г.Тукая (1991).

Основные сочинения
: симфонические произведения: четыре симф. (1963; симф.-поэма «Муса Джалиль», 1971; 1974; «Дастан», 1978), балетная сюита для симфонического оркестра (1960), концертино-серенада для скрипки и симфонического оркестра (1979), симфонические поэмы «Бђйрђм бњген!» — («Сегодня праздник!», 1975), «Идель-йорт» (1994), «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву» (1990), «Праздничная увертюра», посв. 1000-летию Казани (2005); вокально-инструментальные произведения: вокально-симфоническая поэма «Тукай аџђћнђре» («В ритмах Тукая») на стихи Г.Тукая для баритона и ансамбля струнных, ударных, электрогитар, фортепиано и органа (1975), концерт-рапсодия «Керђшен моћнары» («Кряшенские напевы») на нар. тексты для тенора, сопрано и камерного оркестра (1998), сюита «Чал Болгардан килгђн аџђћ-хикмия» («Предания Древнего Булгара») на стихи С.Бакыргани, Г.Кандалыя, нар. тексты для ансамбля фольклорной музыки (2002), вокально-симфоническая поэма «Атнабай дљньясына сђяхђт» («Путешествие в страну Атнабая») на стихи А.Атнабая для тенора и симфонического оркестра (2006); камерно-инструментальные произведения: соната для скрипки и фортепиано (1954), ария для гобоя и струнного оркестра (1970), камерный концерт для трёх флейт и арфы (1979), фортепианные циклы — «Пять лирических картинок и марш» (1972), «Мозаика» (1975), «Узоры» (1981), пьесы для виолончели, скрипки и фортепиано, соч. для эстрадного оркестра; музыка к драм. спектаклям: «Проделки Белиссы» по пьесе Лопе де Вега (1963), «Ђлдермештђн Ђлмђндђр» («Альмандар из Альдермыша») по пьесе Т.Миннуллина (1976), «Югалган бер кљн», «Китмђгез, тургайлар» («Потерянный день», «Не улетайте, жаворонки») по пьесам А.Гилязова (1977), «Идегей» по пьесе Н.Исанбета (1994); музыка к док. кинофильмам; более 300 песен и романсов и др.
Лит.:  Алмазова А.А. Алмаз Монасыпов // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986; Губайдуллина Г.Б. Родное в памяти и сердце // Казань. 2005. № 6; Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. К., 2007.
Г.Б.Губайдуллина.
 
Биография композитора любезно предоставлена
Институтом Татарской Энциклопедии - www.ite.antat.ru

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .      ГЛАВНАЯ     
О КОМПАНИИ
   О БУЛГАРАХ          ИТОГИ        КОМПОЗИТОРЫ      КОНТАКТ     . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

НАШИ  ПАРТНЕРЫ
             
  Содействие переводов   Техническая помощь   Юридическая помощь  
       
  www.gildiaperevod.ru   www.bankofkazan.ru   www.lawkazan.ru

© Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Звезды Татнета 2010 - конкурс интернет-проектов