Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Татарская версия Русскя версия



     Ключарев Александр Сергеевич
(19.2.1906, Казань — 30.3.1972, там же), композитор, музыкально-общественный деятель, фольклорист, народный артист ТАССР (1964), заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1939, 1969).
      В 1926 окончил Казанское музыкальное училище по классу фортепиано у О.Родзевича, в 1932 — Московскую консерваторию по классу композиции у Р.Глиэра.
    В 1924–26 заведует музыкальной частью Татарского театрального техникума; в 1926–28 муз. руководитель Марийского драматического театра (Йошкар-Ола), в 1928–34 — Московского рабочего театра; в 1934–37 заведует музыкальным сектором Башкирским науч.-исследовательского института языка и литературы, в 1937–38 главный редактор музыкального вещания Татарского радиокомитета, в 1938–51 зав. кабинетом музыкального фольклора Управления по делам иск-в при СМ ТАССР; одновременно, в 1939–40, 1968–70, художественный руководитель Ансамбля песни и танца ТАССР, в 1940–42, 1951–53 — Татарской филармонии.
     Творчество А.Ключарева охватывает широкий круг жанров и форм от обработок народных песен до балетов и симфоний. Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным татарским национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М.Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К.Тинчурина и др.).
     Многие песни и инструментальные номера из спектаклей с музыкальным оформлением А.Ключарева обрели самостоятельную жизнь, среди них — отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933).
      Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основной принцип которого — бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А.Ключарева прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.).
      Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», муз. картина «Урал», «Татарская сюита» основой на песенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита.
     Особое место в творчестве композитора заняла тема Волги как символа дружбы населяющих её берега народов. В лирико-эпической симфонии «Волжская» (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединённых фабулой симфонического развития. В балете К. «Горная быль» (либр. А.Ключарев совместно с Р.Хисамовым) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей — представленного народа, красочные фантастические сцены.
      В своём творчестве А.Ключарев успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С.Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации, сквозному развитию основных тем.    
     А.Ключарев — мастер песенного жанра. Его песни, основана на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Наши друзья» на стихи М.Хусаина, «Весенняя песня» на стихи М.Садри, «Синен хакта» («О тебе»), «Яз жыры» («Весенняя песня») на стихи А.Ерикеева и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения.
     Как композитор, исполнитель и музыкальный общественный деятель А.Ключарев внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры в Татарстане и Башкортостане. Его композиции для Ансамбля песни и танца ТАССР способствовали успешному творческому росту этого коллектива. Важную часть творческого наследия омпозитора составила работа по сбору и публикации произведений народного музыкального творчества. Он (совм. с В.Виноградовым и М.Садри) автор первого сборника татарских народных песен (1941). Гос. пр. ТАССР им.Г.Тукая (1970).

Основные сочинения: оп. «Наёмщик» на основе музыки С.Сайдашева, либр. Х.Вахита по одноим. пьесе Т.Гиззата (1961); балет «Горная быль» на либр. А.Ключарева и Р.Хисамова (1951; 2ред. 1959); симфония «Волжская» (1955); симфонические сюиты «Галиябану» (1933), «Татарская сюита» (1945), «Башкирская сюита» (1955); инструментальные произведения; песни; обработки татар. и башк. нар. песен; музыка к драм. спектаклям; инструментальные пьесы и др.
Лит.:  Джалиль М. Татарская советская музыка и композитор Ключарёв // Коммунист. 1933. 30 нояб.; Лундстрем И. Александр Сергеевич Ключарёв // Композиторы Советского Татарстана. К., 1957; Шумская Н. Александр Ключарёв. М., 1962; Народные артисты. К., 1980; Нигмедзянов М.Н. Александр Ключарёв // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986.
Ф.Ш.Салитова.
 
Биография композитора любезно предоставлена
Институтом Татарской Энциклопедии - www.ite.antat.ru

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .      ГЛАВНАЯ     
О КОМПАНИИ
   О БУЛГАРАХ          ИТОГИ        КОМПОЗИТОРЫ      КОНТАКТ     . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

НАШИ  ПАРТНЕРЫ
             
  Содействие переводов   Техническая помощь   Юридическая помощь  
       
  www.gildiaperevod.ru   www.bankofkazan.ru   www.lawkazan.ru

© Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Звезды Татнета 2010 - конкурс интернет-проектов