Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Татарская версия Русскя версия



    Хабибуллин Загид Валеевич родился 20 сентября 1910 г. в г. Орске Оренбургской области. Жизненный путь композитора был непрост. Его детство пришлось на тяжелые годы гражданской войны, голода и разрухи. В девять лет мальчик остался без родителей, некоторое время воспитывался в детдоме, из которого вскоре сбежал и стал бродяжничать. Его жестоко били за то, что он отказывался воровать, и тогда сирота бежал в Актюбинск, где нашел себе приют в чайхане. Так вспоминал Загид Хабибуллин о своем знакомстве со скрипкой: «…устроился работать в чайхану, мыл посуду, выполнял любые поручения. В чайхане был свой музыкальный ансамбль, в котором играли талантливые самоучки.(…) По мусульманским законам в пятницу чайхана не работала. Музыканты днем репетировали, я слушал, как они играют, благо, жил прямо при чайхане, а потом стал подбирать по слуху. Один из музыкантов, латыш по национальности, однажды застал меня за этим занятием и показал, как надо играть на скрипке. С тех пор я не расстаюсь со скрипкой.(…) Я подбирал на ней все мелодии, которые слышал. В основном это были казахские и татарские народные песни. Видимо, я преуспевал в игре на скрипке, так как вскоре меня стали заставлять играть при именитых гостях. Мною «угощали» клиентов, как диковинкой. Чуть что: «Загид, сыграй».

    Однажды в Актюбинск приехали известные татарские музыканты Г.Альмухаметов и С.Габаши. После концерта они зашли в чайхану. Услышав там игру скрипача-самоучки Загида Хабибуллина, С.Габаши стал уговаривать его приехать в Казань и дал свой адрес. Так целеустремленный мальчик, привыкший к невзгодам и лишениям, начинает копить деньги на дорогу в неведомую Казань.

     В 1927 г. Загид Хабибуллин приехал в Казань. Ему было уже семнадцать лет. Со скрипкой в руках он явился в музыкальное училище, где играл перед внушительной комиссией, в состав которой входили А.Литвинов, Р.Поляков, М.Пятницкая, А.Васильев, Г.Корбут и др. И стал студентом Казанского музыкального училища. В годы учебы в музыкальном училище выявились творческие способности будущего композитора: он пробует писать небольшие пьесы для скрипки и фортепиано.

     «Это были трудные годы. Приходилось и учиться, и работать» – вспоминал Загид.

    Помимо игры в оркестре С.Сайдашева в татарском академическом театре, вскоре он стал руководить музыкальной частью рабочего театра при льнокомбинатском доме культуры в Заречье. Пишет песни, марши и танцы к спектаклям. Так начинается большой путь Загида Хабибуллина в музыке и искусстве.

    Ощущая свое призвание композитора, молодой музыкант Загид Хабибуллин в 1934 году едет продолжать учебу в Москву, где он был принят на 2 курс композиторского отделения рабфака при Московской консерватории в класс профессора М.Ф.Гнесина, а затем продолжил учебу в Татарской оперной студии по классу сочинения профессора Г.И.Литинского. В годы учебы в Казани и Москве Загид сближается с видными татарскими писателями, поэтами, деятелями театра, познает национальную литературу и фольклор. Близко дружит с С. Сайдашевым, Ф.Яруллиным, М.Джалилем, Х.Такташем.

   В Москве довольно определенно формируются характерные черты его творчества, отличающиеся стремлением композитора к яркой выразительности музыки, жанровой характерности и почти зримой выразительности музыкальных образов.

  З.Хабибуллин пишет разнообразные произведения: песни, пьесы для отдельных инструментов (трубы, кларнета, скрипки), «Татарский марш» для инструментального ансамбля, обрабатывает народные песни. Но, обращаясь к различным жанрам, именно в песенном жанре ощущает родную для себя стихию. В эти годы им написано более 50 песен, отличающихся разнообразием тематики, богатством мелодико-ритмических рисунков, эмоциональной емкостью и выразительностью. Многие его песни обрели большую популярность и стали подлинно народными (вспомним, к примеру, его песню «Сагыну» (Томление) на слова М.Джалиля). Творчество композитора сыграло значительную роль в становлении и развитии песенного жанра в татарской музыкальной культуре.

   В 1940 году З.Хабибуллин возвращается в Казань и начинает работу в инструментальном ансамбле Татарской государственной филармонии.

    Вскоре вспыхнула война. В первые же дни Великой Отечественной войны З.Хабибуллин был призван в ряды Красной Армии. В день отъезда своей части из Казани композитор написал песню «Возвращайся с победой» на только что сочиненный писателем К.Наджми текст. Находясь в армии, в короткие минуты отдыха он продолжает заниматься творчеством. Пишет различные песни, разящие врага, в том числе частушки, хлесткие задорные припевки. Из произведений суровых военных лет выделяются «Команда вперед» на стихи А.Кутуя, «Джигит-партизан» на слова Н.Арсланова, «Бойцу» на народные слова.

    В 42 году композитор был отозван из войсковой части и переведен в Казань.

   В 1943 году, к тридцатилетию со дня смерти татарского народного поэта Г.Тукая, Загид Хабибуллин первым из композиторов Татарии написал цикл песен на слова поэта.

     Большой активностью отмечено его творчество в послевоенные годы.

    Одно из центральных мест в творчестве З.Хабибуллина занимает работа с Татарским ансамблем песни и танца, для которого он создал прекрасные обработки народных песен и оригинальные песни, ставшие украшением его репертуара. Всеобщее признание получили такие музыкально-хореографические композиции, как «Сабантуй» (постановка Гаскарова), «Дружба», «Мои цветы» (постановка Г.Тагирова), «Свадьба» (постановка А. Нарыкова).

    Композитора волнуют события, происходящие в его стране, он живет делами и подвигами своего народа: «Да здравствует мир», «Советский солдат», «Песня пахарей», «Извилистый ручеек» и т.д.

    Во второй половине семидесятых годов композитор создает такие впечатляющие вокальные произведения, как «Хатынь» на слова Н.Даули и «Мамдуда» на слова С.Хакима.

    Почетное место в его вокальной лирике занимают песни, воспевающие красоту природы, проникнутые любовью к родному краю. Загид Хабибуллин дарит много интересных и разнообразных песен детям, часто бывает в школах, рассказывает учащимся о музыке, знакомит их со своими произведениями.

   Композитор обогатил и балетный жанр, создав два балета. В 1950 г. совместно с композитором Н.И.Пейко и балетмейстером Ф.Гаскаровым он завершает балет «Весенние ветры» по одноименному роману К.Наджми, повествующий о событиях Октябрьской революции в Казани.

   А в 1960 завершает свой второй балет «Раушан», основанный на мотивах татарских народных сказок Г.Тукая (либретто Г.Салимова). Этот балет был поставлен в 1961 году и стал первым детским балетом, а в1974 году композитор представил вторую редакцию балета уже под названием «Заколдованный мальчик», обновив музыкальные сцены и дополнив балет новыми образами.

     Многие годы З.Хабибуллин композиторскую деятельность сочетал с исполнительством.
     Со своими авторскими концертами он исколесил всю Татарию, и многие города Союза.
     Активно участвовал в музыкально-общественной жизни республики, ведя значительную
работу по организации и руководству коллективами художественной самодеятельности, оказывая им постоянную творческую помощь.
   Личность талантливого композитора и виртуозного скрипача отличала удивительная скромность и безграничная преданность искусству.

   «Безграничная влюбленность в народную жизнь, в его быт и традиции, прекрасное знание его музыки, владение искусством импровизации деревенских музыкантов, неподдельная искренность – исходные факторы, определяющие творческий облик композитора, исполнителя-скрипача Загида Хабибуллина» - писал о нем М. Нигмедзянов.

   Творчество З.Хабибуллина получило высокую оценку: ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусства ТАССР(1950), народного артиста ТАССР(1970), заслуженного деятеля искусства РСФСР (1981), а песенное творчество удостоено Государственной премии им. Г.Тукая (1968 г).

Дина Садыкова, по материалам книг:
Зиганшина М. Загид Валеевич Хабибуллин //Композиторы Советского Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1957. – С.76-83.
Рахманкулов Ш. Заһит Хәбибуллин. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1975. – 56 б.: рәс. б-н.

* * *

     ХАБИБУЛЛИН Загид Валеевич [р. 20 IX (3 X) 1910, Орск] - советский композитор и скрипач. Нар. арт. Тат. АССР (1970). В 1932 окончил Казанский муз. техникум по классу скрипки (занимался у А. А. Литвинова). В 1934-35 учился у M. P. Гнесина на композиторском отделении рабфака при Моск. консерватории, в 1936-40 - у Г. И. Литинского в Тат. оперной студии при Моск. консерватории. В 1932-34 муз руководитель рабочего театра при Дворце культуры Льнокомбината в Казани, позже скрипач симф. оркестра Тат. филармонии и на Радио. Известен как скрипач - исполнитель тат. нар. мелодий. Осн. сфера творч. деятельности X. - песня. Его песни (св. 200) отличаются актуальностью тематики, основаны на элементах тат. муз. фольклора. Музыка лучших из них образна, мелодически выразительна. X. принадлежит первый тат. детский балет-сказка «Раушан». Гос. пр Тат. АССР им. Г. Тукая (1968).

Соч.: балеты - Весенние ветры (совм. с H. Ию Пейко, 1950), Раушан (1961, Тат. театр оперы и балета, 2-я ред. «Заколдованный мальчик», 1974, там же); поэма для скр. и фп. (1940), фп. и скр. миниатюры, фп. и скр. пьесы для детей, песни (в т. ч. циклы песен на сл. Г. Тукая), романсы; обр. нар. песен для голоса и фп., музыка к драм. спектаклям - «Кушнарат» Насретдинова, «Утро молодости» (по роману А. С. Абсалямова «Орлята»), «Близкий друг» Ишмуратова, «Две мысли» Кулахметова, «Хаджи женится» Камала.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .      ГЛАВНАЯ     
О КОМПАНИИ
   О БУЛГАРАХ          ИТОГИ        КОМПОЗИТОРЫ      КОНТАКТ     . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

НАШИ  ПАРТНЕРЫ
             
  Содействие переводов   Техническая помощь   Юридическая помощь  
       
  www.gildiaperevod.ru   www.bankofkazan.ru   www.lawkazan.ru

© Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Звезды Татнета 2010 - конкурс интернет-проектов