Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Татарская версия Русскя версия



    Еникеев
(Еникиев) Ренат Ахметович (р. 13.6.1937, Казань), композитор, пианист, заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1979, 1987), народный артист РТ (2002).   
       В 1961 окончил Казанскую консерваторию по классам композиции у А.Лемана и фортепиано у Н.Рецкер.
     В 1956–57 преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и композиции Казанского музыкального училища, в 1961–63 заведует музыкальной частью Татарского академического театра, в 1963–73 солист-пианист, концертмейстер Татарской филармонии, одновременно в 1972–74 сотрудник Комитета по телевидению и радиовещанию СМ ТАССР.
     С 1990 заместитель председателя правления и консультант Союза композиторов РТ.
   Р.Еникеев — один из ведущих современных татарских композиторов, автор большого количества произведений различных жанров. Центральное место в творчестве композитора занимают инструментальные и вокальные сочинения, музыка для детей.    
     Наиболее значительные сочинения композитора — Поэма «Памяти Мусы Джалиля» для хора, симфонического оркестра, органа и чтеца на стихи Х.Туфана; Концерт для фортепиано с оркестром; «Рапсодия» и «Четыре басни по Крылову» для симфонического оркестра (последнее — цикл остроумных театрализованных миниатюр, открывающих новое, сатирическое, направление в татарской музыке).
     Р.Еникеев внёс большой вклад в развитие татарской камерно-инструментальной музыки: 3 квартета; струнное Трио; концертные пьесы для скрипки, виолончели и др. инструментов. Композитор последовательно и успешно работает в сфере фортепианной музыки, которая представлена в его творчестве различными жанрами (концерт, сонаты, сонатины, циклы, пьесы и др.). 3 сонаты композитора открыли ещё одну новую страницу в истории национальной фортепианной музыки, связанную с рождением её драматического направления.
     Масштабность, подлинно симфонический размах, творческое развитие традиций европейской музыки характеризуют сонаты композитора. В Первой сонате (трёхчастной) композитор опирается на традиции творчества С.Прокофьева, во Второй сонате (одночастной), посвященная памяти Х.Ямашева, в основе которой лежит татарская народная песня «Анам кабере» («У могилы матери»), — на принцип монотематизма, разработанный Ф.Листом.
     Р.Еникеев существенно обогатил область татарской музыки для детей. Сонатины, сюиты, вариации, цикл «Тюркские напевы» для фортепиано, вокальный цикл «Я стал солдатом» на стихи Дж.Дарзаманова, сольные и хоровые песни, пьесы для скрипки, фортепиано и инструментальные ансамбли широко используются в современной исполнительской и учебной практике.
     Одним из творческих открытий композитора является новый для татарской музыки жанр авторизованной транскрипции: в фортепианном цикле «Сайдашстан» в основе каждой из 20 пьес лежит вокальное произведение С.Сайдашева. Р.Еникеев, бережно сохраняя особенности оригиналов и одновременно смело обновляя отдельные их параметры (особенно гармонию и фактуру), в полной мере раскрывает истинные достоинства и красоту этой музыки посредством специфики фортепианного звучания.   
     Перу композитора принадлежат популярные песни и романсы гражданского, патриотического и лирического содержания: «На твоих высотах» на стихи С.Хакима, «Ак дулкыннар» («Белые волны»), «Лђйсђн» («Ляйсан») на стихи М.Хусаина, «Синећ эзлђр» («Твои следы») на стихи Р.Ахметзянова, «Бђхет» («Счастье») на стихи М.Джалиля, «Яћгыр» («Дождь») на стихи Г.Тукая и др.
   Р.Еникеев — мастер обработок татарских народных песен; они отличаются оригинальной и глубоко индивидуализированной интерпретацией фольклора. Образный мир творчества композитора характеризуется широтой и многообразием: сочетает динамическую действенность и лирическую созерцательность, драматическую экспрессию, трагедийный пафос и импрессионистическую изысканность и поэтичность, углублённое размышление, психологизм и юмор.
     Композитор прекрасно ощущает природу каждого жанра, эффектно используя его специфические формы и средства. Индивидуальность Р.Еникеева отличает склонность к камерным принципам письма. Это проявляется в преобладании в его музыке тонкого, детализированного штриха, психологизма; в лаконизме высказывания, отточенности формы, филигранной отделке деталей.
     Для композитора характерна опора на традиции татарской народной музыки. Он часто использует в сочинениях подлинные фольклорные образцы и даёт их масштабную, соответствующую природе жанра разработку (фортепианные Баллада, Соната №2, Соната №3 и др.). Композитор тонко чувствует специфику народной музыки интонирования и мышления, самобытно и ярко претворяет её в произведения.
     Р.Еникеев обращается и к фольклору других народов. На материале башкирских народных песен строятся «Четыре басни по Крылову»; на материале казах., узб., кирг., тадж. мелодий — «Тюркские напевы». Музыка композитора занимает прочное место в современном концертном и педагогическом репертуаре. Р.Еникеев успешно выступает в качестве солиста и ансамблиста, в т.ч. как интерпретатор собств. соч. Гос. пр. РТ им. Г.Тукая (1983).

Основные сочинения: вокально-симфонические: Поэма «Памяти Мусы Джалиля» для смешанного хора, симфонического оркестра, органа и чтеца на стихи Х.Туфана (1981), монолог «Враги» для голоса с оркестром на стихи Г.Тукая (2000), Сюита на народные темы «Карьят батыр» для баритона с оркестром (1973); симфонические: Концерт для фортепиано с оркестром (1961, 2-я редакция 1987), «Четыре басни по Крылову» (1977), «Рапсодия» (1986), Диптих для виолончели с оркестром (1986), Триптих для скрипки с оркестром (1997); камерные ансамбли: Трио для скрипки, альта и виолончели (1958, 2-я редакция 1981), 3 струнных квартета (1960, 2-я редакция 1991; 1972, 1996); пьесы для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано; для фортепиано: Вариации (1957), Баллада (1979), 3 сонаты (1967, 1971, 1972), 5 сонатин, 5 сюит, циклы «Сайдашстан» (2000), «Тюркские напевы» (2002); вокальные сочинения: цикл детских песен для сопрано и фортепиано «Ястал солдатом» на стихи Дж.Дарзаманова (1978), св. 60 песен и романсов; обработки татар. нар. песен: «Карьят батыр» — 8 песен для баритона и фортепиано (1973), «Тукбикэ» — 8 песен для контральто и фортепиано (1979), обработки песен румынских татар; музыка к спектаклям: «Гульджамал» по пьесе Н.Исанбета, «Кул Гали» и «Саринэ — дочь Сармато» по пьесам Н.Фаттаха и др.
Лит.:  Касаткина Г. Обновление традиций // Советская музыка. 1970. № 10; её же. Ренат Еникеев // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986; Спиридонова В. О новых стилевых тенденциях в татарской фортепианной музыке (1960–1970-е годы) // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. М., 1981; её же. Фортепианные сонатины Р.Еникеева. К., 1992; Шарафутдинова Р. Роль инонациональных музыкальных традиций в творчестве Р.Еникеева // Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. К., 1983; Гурарий С. Диалоги о татарской музыке. К., 1984; Габяши Р. Рыцарь гармонии // Казань. 1997. № 12; Алмазова Т. Творческий тандем // Музыкальная академия. 1999. № 3; Хеснияр З. Якутлар табыладыр вакыт белђн // Азат хатын. 1987. № 6; Ђйди Т. Рух нык — ургђ менђ // Казан утлары. 1997. № 6.
Т.А.Алмазова.
 
Биография композитора любезно предоставлена
Институтом Татарской Энциклопедии - www.ite.antat.ru

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .      ГЛАВНАЯ     
О КОМПАНИИ
   О БУЛГАРАХ          ИТОГИ        КОМПОЗИТОРЫ      КОНТАКТ     . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

НАШИ  ПАРТНЕРЫ
             
  Содействие переводов   Техническая помощь   Юридическая помощь  
       
  www.gildiaperevod.ru   www.bankofkazan.ru   www.lawkazan.ru

© Казанская продюсерская компания «НАСЛЕДИЕ БУЛГАР»
Звезды Татнета 2010 - конкурс интернет-проектов